Существует множество примеров того, как женщина регулярно подвергается психологическом и физическому насилию, но ничего с этим не делает. Со стороны такая ситуация считается крайне странной. Но это только со стороны. Люди, которые не могт разорвать отношения с мужем — абьюзером думают совершенно иначе.
«Я хотела уйти, но не знала как…». Это самый распространенный ответ, который можно получить на конкретный вопрос причин терпения такого отношения. Осмыслить ситуацию полностью бывает очень сложно и такие вопросы заставляют людей еще больше сомневаться в себе.
Обычно свидания с будущим мужем женщины оценивают очень хорошо. Он был внимателен, говорил комплименты и уделял много внимания. Все было практически идеально. Но, первые тревожные звоночки проявляются уже в самом начале отношения. Из-за юности и наивности не все могут сразу их распознать. Опыт приходит позже и не всегда он приятный.
Эмоциональное насилие не всегда можно проследить. Это очень сложный и методичный процесс. Он реализуется медленными, но регулярными шагами. Очень часто его сравнивают с текущем на кухне краном. Сначала кажется, что первые капли ничего не значат. Просто показалось и проблема не серьезная. «Это просто шутка», «Ты не так все поняла», «Я имел не это ввиду». Это набор стандартных фраз, которые работают на абьюзера — они заставляют задуматься, что жертва и вправду все выдумывает.
Но кран продолжает капать. И процессы трансформации уже запущены. Капли все проще заметить, но поскольку все кажется нормальным — им не придается особого значения. Шутки, которые переходят границы, обесценивание, контроль и попытки изменить личность принимаются за норму. Это характеристики партнера, а я же сама его выбрала? Очевидно, поэтому принимаю. Он любит меня, а я его. На этом все. Но кран все еще капает, постепенно уменьшая интервал между каплями.
Капли становятся все более заметными и даже раздражают. Но мысль о том, что это всего лишь кран и проблема не такая большая доминируют. «Я все придумала», «Это не то, что он имел ввиду» — фразы, которые интегрируются в личность женщины, живущей с абьюзером.
После очередных проблем, ссор и лжи со стороны мужчины, женщина хочет компенсировать конфликты. Она будет пытаться самостоятельно отремонтировать «протекающий кран» брака. В этот момент возможна гиперфиксация на своей не правильности. Будут действия, которые направлены на то, чтобы стать идеальной женой. В доме должна быть стерильная чистота, на столе вкусный ужин. И даже если мужчина абьюзер не успевает на него или не спешит это не меняет ситуации. Ужин должен быть. Еда должна быть теплой и вкусной.
«Он забывает, что сильнее меня. Когда я ловлю его на очередной лжи, он говорит, что я спятила, раз не верю ему. А может, я и правда схожу с ума? В обратном я уже не вполне уверена». И когда терпение на пределе, когда он очередной раз задерживается на работе нет достаточной решимости. Женщина готова встать с постели ночью по первому зову и приготовить еду только бы сгладить конфликт, решить проблему «протечки крана».
Абьюзер понимает это и будет использовать по своему. Жертва будет испытывать не только моральное давление, но и физическое. Все чаще муж, который поздно приходит с работы будет будить ее, не давая полностью уснуть и расслабиться. По утрам папу будить нельзя, поэтому дети должны быть максимально тихими и ходить на цыпочках. В это время кран не перестает капать, а наоборот — вода уже течет вовсю. И попытки подставить таз не спасут ситуацию. Включаются природные механизмы защиты психики в виде отрицания и самоанализа. «Если бы я так не сказала, он бы не бесился», «Это все моя вина, нужно просто молчать», «Лучше не спорить, когда он выпил», «Он прав, я не благодарная, ведь он работает, а я сижу дома».
В такие моменты может быть обращение к специалисту. Но конкретного запроса сформировать так и не получится. Чтобы понять, почем кран капает необходимо желание обеих. Консультант делится своими опасениями, но проблема не нравится мужу и встреча становится единственной.
В попытках стать идеальной матерью и женой можно не увидеть, как вода уже не просто капает, она уже льется на пол и решить проблему становится все сложнее. Внешне может казаться, что все идеально, можно поддерживать дома порядок и уют, но кран от этого не перестанет заливать все водой. А обратиться за помощью не хватает смелости, ведь иллюзия образцовой семьи доминирует. И тут сложно понять причину этого страха. Ведь другие, поняв реальность ситуации могут осудить и добавить огня во внутреннее пламя сомнений. Или муж может узнать о том, что женщина решила поделиться правдой. Приходит осознание того, что бросить абьюзера — худшее решение. Но на самом деле это нужно было сделать раньше. И понимание этого придет позже.
В какой то момент женщина понимает, что дом полностью затоплен. Она уже с головой в воде и ей страшно. А главное — страшно ее детям. Это осознание очень важно, поскольку позволяет более трезво оценить ситуацию. Появляется понимание всех инцидентов, проявляются воспоминания страшных поступков абьюзера и того, что уже давно нужно было уйти.
Но куда идти? Что делать после этого? Где жить? Осознание того, что абьюзер прав и без него женщина с детьми не выживает заменяет все адекватные мысли. Понятия подменяются на негативные. Все переворачивается с ног на голову и чувство вины постепенно возвращается. Слабость, страх и отчаяние полностью берут верх. Он победил. Женщина родила от него детей, сама его выбрала и попала в зависимость. И сейчас главная задача — обеспечить безопасность детям. За столько лет забывается факт другой жизни, поэтому решение остаться считается единственным правильным. А вода не перестает течь.
После очередного конфликта, где прорываются мысли уйти приходит осознание того, что абьюзер полностью контролирует ситуацию. Он манипулирует детьми, деньгами и положением в обществе близких. Он стал агрессивным, напористым и перекрыть воду теперь не реально. Здравый смысл в такой ситуации не работает и советы друзей не помогают. Просто уйти — не так просто. Денег нет, все на сбережения абьюзер умело находит и контролирует, что еще больше укрепляет его позицию в обществе как уверенного в себе и сильного семьянина.
Женщина застряла. Она погружается в воду окончательно. Семья не поддается восстановлению. Но можно сохранить детей.
Последствия
История этой женщины закончилась позитивно. Она развелась, хоть и болезненно. Насилие не всегда бывает физическим. Психологическое насилие не менее болезненное. Раны на теле быстро заживают, но проблемы с восприятием мира могут оставаться на длительный термин. После обращения к психологу женщине поставили сразу несколько диагнозов. Депрессия, тревожность и ПТСР — это не полный список проблем. Абьюзер держал ее в страхе, контролировал каждый ее шаг, поэтому она лишилась возможности хоть как -то вырваться. Некоторые ситуации или звуки все еще могут вызывать страшные воспоминания из того периода. Но она не переживает за себя. Ее дочери увидели жестокость самого близкого мужчины, а сыновья видели ужасный пример поведения мужчины. Оставаться ради детей — было плохим решением, ведь они тоже получают негативное влияние абьюзера.
Заполните форму ниже и я свяжусь с вами
Заполните форму ниже и я свяжусь с вами